1. СВЯТО-ТРОИЦКИЙ
СЕЛЕНГИНСКИЙ мужской общежительный, 3 класса.
В 1681 г., по повелению царя Феодора Алексеевича и по благословению патриарха
ИОАКИМА (САВЕЛОВА), церковный собор решил «В дальние города, на Лену, в Дауры,
посылать людей духовных, архимандритов, игуменов или священников, добрых и
учительных, для просвещения неверующих христианским законам». В результате, 22
февраля того же года, послана была из Москвы в Тобольск полная миссия, под
начальством игумена Темникова Сретенского монастыря ФЕОДОСИЯ, состоявшая из 12
человек братии, в числе коих были черный поп МАКАРИЙ, черный диакон МИСАИЛ,
старцы: ИОНА, ТИХОН, ФЕОДОСИЙ, ФИЛАРЕТ и другие. Митрополиту Сибирскому и
Тобольскому ПАВЛУ велено было отправить их с должными наставлениями в дальние
Сибирские Дауры, и «где приищут - построить монастырь во имя Живоначальныя
Троицы на Селенге-реке, и в иных даурских городах и острогах, призвать и
крестить православную веру иноземцев...». Игумен с братией получили деньги,
церковную утварь и соответствующие инструкции о миссионерской деятельности.
Троицкому монастырю предназначалась роль официального религиозного центра в
недавно присоединенном к Российскому государству крае. 11 мая 1681 г. на левом
берегу реки Селенги, между параллельно идущими лесистыми хребтами гор, на
довольно ровном и возвышенном месте, на берегу мельничной речки Пьяной
(названной так за ее извилистое течение), миссионеры нашли старое монастырское
строение с Никольской церковью, построенной нерчинскими служилыми людьми в 1675
г. Здесь и решили обосноваться они. На царское жалованье, вывезенное из Москвы и
дополненное в Енисейске из сибирских доходов, они заново обустроили Селенгинский
монастырь с главным храмом во имя Троицы. В том же, 1681 году была построена
первая церковь - Троицкая, положившая начало монастырю. В описании 1732 г. об
этой церкви говорилось, что она «с трапезою с западну и северну стороны, с
папертью» имеет «верх четырехгранный на крестовых бочках об одной главе, крест
обит белым железом. А глава обита лемехом чешуйчатым, а на той церкви с северной
стороны образ господа Саваофа. А к той церкви олтарь прирубной пятистенной».
Упоминание о трапезе с северной стороны, очевидно, свидетельствует о пристройке
к зданию. Храм этот, по своему времени, был очень замечателен по богатству
вкладов, сделанных для него царем Феодором Алексеевичем и тобольским воеводой и
стольником Федором Головиным, который был в нем в августе 1687 г. во время
проезда российского посольства Головина в Старо-Селенгинск. (Головин Федор
Алексеевич, 1650 - 1706, граф, ближайший соратник Петра I, генерал-адмирал с
1699 г. и генерал-фельдмаршал с 1700 г. Подписал Нерчинский договор 1689 г.,
участник Великого посольства 1697-98, с 1699 г. главный руководитель русской
внешней политики. Первый кавалер ордена Андрея Первозванного). Так одна из риз,
шитых золотом, парчой и серебром была подарена основателю монастыря ФЕОДОСИЮ
супругой царя Феодора Алексеевича, царицей Марфой, при отправлении ФЕОДОСИЯ в
Сибирь. «Царские врата были орнаментированы искусной резьбой, позолоченными и
посеребренными венцами. Помимо большого количества икон и картин, писанных на
досках и на «холстах живописью», в церкви находилось много утвари и атрибутов
богослужения. Некоторые из них представляли собой образцы чеканного и ювелирного
искусства, весьма тонкой работы ХVII - ХVIII вв. Например, на особой подставке
лежало Евангелие праздничное на александрийской бумаге. Обложки и защипы были из
кованого серебра с позолотой. Несколько листов в середине этой книги с парчой и
цветными гравюрами тоже были серебряными. Вес серебра этого уникального издания
составлял 537 граммов».
|
Бурятский национальный женский наряд |